Карабас Барабас (agenda_u) wrote,
Карабас Барабас
agenda_u

Заполнить «дыру в голове» образования

Актуальность формирования социальной активности, а в итоге и социальной адаптации учащихся обусловлена процессом становления правового государства и гражданского общества. Непосредственно процесс становления достаточно неоднозначен, противоречив и длителен, но, так или иначе, определяет будущую профессиональную деятельность и гражданскую активность учащихся.

Социальная среда давно является естественной средой обитания человека, и в основных своих параметрах человек определяется именно принадлежностью к определенной общности. Эта общность может пониматься очень широко – и как культурный тип, и как общность с едиными расовыми архетипами, и как этническая идентичность, и как религиозная конфессия, и как социально-историческая формация, и как классово-профессиональная принадлежность. Все эти социальные параметры могут быть сведены к одной обобщающей модели – «социально ориентированного общества», вбирающей в себя как традиционные формы социальной идентификации, так и новые социальные образования, складывающиеся в современных условиях (разные формы общественных организаций, клубов, общественных движений, субкультур).

Вовлеченность индивида в какую-либо социальную группу / мини-группу позволяет ему чувствовать себя нужным обществу, что укрепляет восприятие своего социального статуса и в целом являет пример оптимального сочетания личных и общественных интересов. Другими словами, индивид адаптируется к меняющейся социальной среде, и его адаптационные характеристики не только зависят от аналогичных параметров его микро-социума (общественной группы, организации), но и влияют на них. Поскольку, в определенной степени, индивид являет собой лицо той общности, к которой принадлежит или причисляет себя.

Современное же состояние гражданского общества России, в силу геополитических, политических, экономических, этических факторов, представляет собой лишь эскиз, контур идеального гражданского общества. Основная задача, проблема, встающая на каждом уровне социума, – это социальная адаптация человека, восстановление его в реальных гражданских правах, которых он лишен или не пользуется по какой-либо причине. В нашем случае (в системе дополнительного образования, да и не только в нем…) основная проблема – социальная адаптация и развитие социальной активности подрастающего поколения новой России.

Речь о поколении, чьи родители либо сами недостаточно адаптированы (по причине сдвига общественного развития в начале 1990-х гг.) и не смогли привить адекватные механизмы социальной адаптации своим детям, либо дезориентированы в силу «плавающей» экономической, политической и нравственной стабильности социума и тем самым транслируют своим детям противоречивые и порой взаимоисключающие установки.

Социальная адаптация – понятие, предполагающее установление и поддержание гармоничных отношений между человеком и социумом. Закон адаптации был оформлен математиком и писателем Л. Кэроллом как «принцип Красной Королевы»: «бежать, чтобы оставаться на месте». Сама постановка проблемы адаптации является следствием процесса отчуждения (С.А. Новопашин, 1995). Сегодня можно смело говорить о тотальности отчуждения. И если некогда философы, социологи могли рассуждать об отчуждении как феномене, то сейчас констатируется отчуждение как состояние, единственно существующее и возможное в контексте технократической цивилизации. Исключение составляют немногочисленные архаичные культуры и частично те культуры, которые, несмотря на модернизацию, продолжают «держаться корней». Система воспитания и образования, предназначенная для социализации молодого поколения, так или иначе сталкивается с проявлениями, вариациями и компенсациями этого состояния у детей и подростков, порой не акцентируя на этом внимание (в силу той же причины – тотальности отчуждения). Отчуждение – это состояние человеческого существования, когда связь явления с глубинной бытийной причиной становится неявной и проблематичной и даже совсем прерывается.

Любая деятельность – общественная и частная, перестает быть чем-то само собой разумеющимся и внутренне оправданным. Между человеком и обществом, между обществом и государством, между трудом и распределением, между духовным и материальным возникают непреодолимые барьеры, и обратная связь на любом уровне становится искусственной и механической. Вследствие этого, в пространстве связей неизбежно появляются новые паразитические социальные группы, которые эксплуатируют отчуждение, усугубляя и канонизируя его, возводя его в высшую политико-социальную ценность, усиливая тем самым энтропию.

Все эти проявления и характеристики отчуждения свойственны и молодому поколению. Причем нередко в более яркой и даже агрессивной форме, нежели у старшего поколения, в очередной раз «потерянного» (как «семидесятники» и «восьмидесятники») или «разбитого» (beat generation в США 1950-х), когда реализация личностных установок происходит посредством асоциального и/или заведомо саморазрушающего поведения в соответствующих микросоциальных группах.

Главная задача воспитания и образования в данном контексте видится как максимально возможное привитие ребенку/подростку мироутверждающей картины мира. Это весьма непросто сделать, в первую очередь, если в семье господствует иные мировоззренческие стереотипы. Общая средняя школа до последнего времени не в состоянии полноценно и адекватно выполнять социальный заказ – по причине даже не экономической несостоятельности (как было в 1990-е), но мировоззренческой (и идеологической) дезориентации педагогов, – по сути, в отсутствии воспитательного процесса, который, даже если и возникает, то порой тут же гаснет, подавленный либо деидеологизированными чиновниками, либо деиделогизированными родителями, чье становление пришлось на «проклятые» 1990-е.

Мало того, по стойкому моему убеждению, мироутверждающая картина мира невозможна без целостного восприятия мира.

Частично ее формирование возможно в условиях дополнительного образования (ДО), что, при наличии полноценных ресурсов (качества педагогов), может хоть как-то заполнять «дыру в голове» среднего образования.



Учреждения ДО могут предложить следующие ресурсы и позиции для адекватной социализации (адаптации) ребенка:

  • философские, экологические, культурологические, историко-религиозные, политико-географические программы, направленные на мировоззренческую, идеологическую, нравственную, этическую адаптацию учащихся;

  • психологические, рекреационно-реабилитационные программы, направленные на общую социальную адаптацию и психофизическое здоровье ребенка;

  • искусствоведческие программы: художественные, театральные и др., направленные на эстетическую адаптацию и творческую реализацию ребенка;

  • профессионально-ориентированные программы, направленные на выбор ребенком будущей профессии;

  • туристские, спортивные и краеведческие программы и клубы, направленные на практическую реализацию физических и духовных возможностей ребенка, а также на гражданское (патриотическое) воспитание через познание родного края и природы.


Неизбежно возникает потребность в императиве холизма в образовании. Известный тезис Френсиса Бэкона «Знание – сила» был буквально подсунут нам в усеченной версии. Полный и точный перевод "Knowledge itself is power" – звучит так: «Знание по сути своей есть власть». Вопрос: какая власть? Над кем? Ответ, возможно, кроется в т.н. А.Г. Дугиным «парадигме отрезка» (2002).

От античности до современного постмодернистского общества произошла смена (и не одна) парадигмальных основ науки и мировоззрения. В античности можно говорить о «парадигме сферы», когда знание полно, цельно, когда под словом «физика» понимался весть спектр знаний о Вселенной, природе, человеке и его политических институтах. В эпоху Ренессанса возникает некий возврат к потерянным знаниям и ценностям (хотя это тема тоже неоднозначная), и мышление человека приобретает направление «луча», что в сравнении со сферой является деградацией, которая на фоне «темных», «потерянных» веков европейской истории (У. Топпер, 2004) выглядит прогрессом. Со становлением научного мировоззрения (Р. Декарт, И. Ньютон, Ф. Бэкон), с превращением магии и алхимии в рациональное, позитивистское измерение размеры мышления человека сузились до «отрезка». Вселенная превратилась в «автономную атомарную реальность» (А. Дугин), а знание как таковое стало «отрезком» среди множества других таких же, с собой никак не связанных.

Применительно к нашей проблематике знание как таковое есть адаптация. Сначала как информационная приспособленность, затем как социальная, профессиональная… Но в условиях деградации холистского (целостного) восприятия и отражения мира происходит следующее.

Невозможность, неготовность «схватить» сознанием мир, а порой и сознательно культивируемое невежество привело к тому, что человек («цело-век») превратился из «сына Божьего» в его пародию, в человека-функцию, «заточенного» соответствующим образованием под определенный формат. И все это в декорациях прогресса, чьи достижения всего лишь «костыли человечества». Выражаясь языком Василия Налимова (1993), «семантические фильтры» человека сужены и способны воспринимать лишь сотые доли того, что есть реальность, и продуцировать «креатив» соответствующего уровня. Отсюда «попса» как образ жизни. На экране ТВ – вариации на «семью Букиных», в политической жизни – засилье «гуманоидов», в образовании – сомнительная по идеологии реформа…

Целостное знание и дискретное знание («полузнание») – суть полюса образовательной парадигмы. Разные уровни – разные адаптации, разная степень успешности/респектабельности, разные векторы в формировании цивилизационных основ государства. На одном полюсе – цельная личность, на другом – индивид, социальный атом, человек-инструмент.

Если государству требуются последние, а, судя по реформе образования именно так, то говорить о будущем бессмысленно.

Энтропия сожрет (уже сжирает!) тот либеральный (с якобы равными возможностями) порядок, который пытается воцариться во всем мире, сделав его унифицированным. По сути, новый порядок – суть новый беспорядок (З. Бауман, 2002), или порядок иного уровня, недоступный пониманию человека-индивида.

Тогда о какой адаптации ребенка, подростка, взрослого может идти речь? Только лишь об адаптации к конкретному механизму менеджмента на всех уровнях.

Человек-функция – вот идеал современного атомизированного общества. То, о чем предупреждали в начале-середине XX века Рене Генон, Юлиус Эвола, Эрнесто Ги Дибор, сбылось. Пришел в мир Потребитель образов, вещей и услуг, который, по меткому выражению братьев Стругацких, озабочен проблемой: «Что бы еще сожрать такое, не жратое?». Да и этот человек-консумент уже скоро перестает быть нужным «мировой молекуле». Тогда где здесь Человек, Личность? И кого выпускает массовая средняя школа? «Героев» для телепередачи «Дом-2»?

Выход, на мой взгляд, – в возврате к холизму. Формировать целостное видение мира – вот основное, к чему следует стремиться, ибо холистское мировоззрение не позволяет человеку превращаться в функцию, в «дивайс» («приспособу») для манипулирования и банальной эксплуатации. Вы готовы к этому? Мы готовы к этому?


Несмотря на употребление понятий «индивид» и «личность» в одном контексте, следует все-таки различать следующее. «Индивидуум» в переводе с латинского обозначает то же самое, что и «атом» – с греческого, т.е. «неделимый» (отдельный). Тогда как «личность» (лицо) подразумевает семантику маски, персоны, играющей некую роль в данной реальности. Поэтому индивид реализуется в условиях «контрактного общества», где одно «я» находится с другим в договорных отношениях, тогда как личность «выполняет задание» своего этноса, (культуры, нации и т.п.) его духа и предназначения.


Очевидно, что учащиеся должны быть подготовлены не только к адаптации и интеграции в формирующуюся систему социально-экономических, политических и этических отношений, но к созиданию самих норм взаимоотношений и социальному взаимодействию.

Состояние же дел в личном и учебном аспектах ребенка (подростка) таково, что неизбежно ограничивает потенциал его социальной самореализации. Семья и школа порой не в силах, по вполне объективным причинам, полномасштабно влиять на формирование необходимых адаптационных механизмов социализации у ребенка (подростка).

Не секрет, что родители идут порой по пути «тотальной загрузки» своего дитя: школа – спортивная секция – театральная студия (вариант), не оставляя времени на «личное время». С одной стороны, это оправдано, с другой же… Кто знает, как на организме ребенка скажется «перегрузка» – все дело в индивидуальных особенностях психики и «физики».

Конечно, есть обоснованное мнение, что современная цивилизация с ее большими объемами информации и скоростью ее передачи требует соответствующих навыков и психологической устойчивости. Это так, только к чему это приводит? К потреблению психостимуляторов, к методикам психотехник с сомнительным исходом? (чего стоят «школы лидеров»? – колдуны вуду «отдыхают»). Посмотрите на типичного представителя западной «развитой» цивилизации – менеджера, яппи… Если это и есть идеал, то причем тут мы? У нас хотя бы управленцы из окон не выбрасываются после того, как их уволили…

Возвращаясь к личному времени ребенка, можно предположить, что приоритеты формирования социальной активности находятся именно в нем, в «третьем» (после семьи и школы) времени, которое может состоять как в «дворовом воспитании», так и целенаправленно организовываться в сфере дополнительного образования.

Понятно, что социум должен быть заинтересован во втором варианте. И именно дополнительное образование зарекомендовало себя способным и имеющим оптимальные возможности для личностного становления, самореализации, дальнейшей самоидентификации и самоактуализации учащихся: их подготовки к будущей социальной мобильности и включенности в гражданскую жизнь.

Однако полноценная реализация этих возможностей связана с проблемой самоопределения самого общества, его идеологических и мировоззренческих установок, и социально-экономических целей.

Если в обществе с определенными мировоззрением и идеологией, устоявшимися социальными правами, нормами и экономической стабильностью цели, содержание и характер проявления социальной активности учащихся заданы педагогу изначально, то в обществе переходного периода и социальной неопределенности он (педагог, воспитатель) поставлен перед необходимостью самостоятельного выбора цели, содержания, методов и средств формирования социальной адаптации учащихся.

Таким образом, принцип взаимосвязи дополнительного образования с реальной жизнью общества вступает в противоречие с системой, где отсутствуют ясные представления о перспективах использования социальной среды как воспитательного ресурса (поскольку сама социальная среда состоит из дезориентированных и разобщенных подсистем и компонентов). До сих пор окончательно четко и ясно не сформулированы ни Национальная идея государства, ни его геополитические приоритеты (хотя они уже понятны), а отсюда – невнятность политических и половинчатость экономических решений. Все это самым непосредственным образом сказывается как на макро-, так и на микросоциальном уровнях: на семье и школе.

Одним из возможных путей преодоления обозначенной проблемы является готовность педагога (его возможность), как минимум, поставить задачу формирования целостного мировоззрения, создать намерение. Ибо, как сказал перуанский поэт Сесар Вальехо: «дорога, которая ведет, приводит».

Новопашин Сергей Александрович, "Повестка дня"



Tags: дети, образование, школа
Subscribe

promo agenda_u february 5, 2015 23:10 16
Buy for 50 tokens
Мы все привыкли пользоваться шпаргалками, еще со школы. Приведенные ниже подсказки помогут начинающим фотографам постичь азы фотоискусства, а профессионалам освежить свои знания. Итак, 15 шпаргалок, которые приблизят вас к шедевральным кадрам.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments