Карабас Барабас (agenda_u) wrote,
Карабас Барабас
agenda_u

Американцы нас покидают. Пиара больше не будет.

Американское PR-агентство Ketchum официально завершило свою многолетнюю работу с российскими властями, которую вело с 2006 года. Консультанты начинали с петербургского саммита «большой восьмерки» и продвижения идей России по энергетической безопасности, но вскоре уже отбивались от яростных обвинений в адрес Кремля из-за войны с Грузией. Компании достался выгодный контракт, но трудный клиент. Много ли удалось сделать для заказчика за прошедшие девять лет?



Как вышло, что Ketchum стало работать на Россию?

Инициатива исходила от президентской администрации. Ketchum и его дочерняя структура в Брюсселе GPlus являются частью Omnicom Group, одного из крупнейших в мире маркетинговых и коммуникативных холдингов. До 2006 года там не было специалистов по России, но это не смутило тогдашнего пресс-секретаря Путина Алексея Громова и его заместителя Дмитрия Пескова. Тендер не проводился, все решили личные связи, сообщает в своей книге «Железный Путин» Ангус Роксборо, бывший журналист ВВС и ведущий консультант кремлевской команды.

Чем занималось Ketchum в интересах Кремля?

Улучшением инвестиционного имиджа и укреплением репутации российской власти в западном мире, где уже к середине 2000-х годов политика Кремля в основном не вызывала восторга. В центре внимания находились западные журналисты.Свою миссию Ангус Роксборо видел в том, чтобы «объяснить русским, как действуют западные СМИ, и убедить их следовать лучшим методам установления и поддержания связей правительства с прессой». Ставка делалась на неформальное общение, обеды, светские беседы: «Песков устроил для московских корреспондентов несколько ужинов в шикарных ресторанах (пожалуй, в более официальной обстановке, чем подразумевали мы), которые были благосклонно приняты».

Старший партнер GPlus и один из медиасоветников Кремля Тим Прайс с энтузиазмом рассказывал, как команда решала задачу освещения западными СМИ инициатив России в повестке саммита G8 в Санкт-Петербурге. Заказчик остался доволен, контракт был продлен. На следующий год Ketchum и GPlus в консорциуме с британским PR-агентством Gavin Anderson заключили договор с «Газпромом».

Ketchum пришлось защищать Кремль в разгар грузино-осетинского конфликта. «В августе 2008-го мы просто продолжали делать свою обычную работу», – вспоминал Тим Прайс. В информационной войне победила Грузия, это признавали даже российские дипломаты. Тем не менее «обычная работа» продолжилась.

Ketchum занималось размещением статей во влиятельных западных изданиях. Так, в разделе комментариев и авторских колонок газеты New York Times в 2013 году появилась статья Владимира Путина о Сирии. Ketchum готовило речи – скажем, выступление российского лидера в Гватемале в поддержку сочинской олимпийской заявки. «Заявка прошла успешно, и я, естественно, целиком приписываю эту честь себе», – писал Ангус Роксборо. Он также утверждал, что давал Пескову профессиональные советы – например, убрать цензуру с российского телевидения. Но заказчик почему-то не всегда им следовал.

Усилиями Ketchum в 2010 году был запущен сайт ModernRussia, позднее переименованный в ThinkRussia. В феврале 2015 года, по данным Similarweb, ресурс посетило около девяти тысяч человек, по своей популярности в США он не входит даже в первый миллион.

В последние годы активность Ketchum была слабой. Деятельность компании, как отмечает сайт политических новостей и аналитики Politico, сводилась к рассылке пресс-релизов, обновлении информации на сайтах и «созерцании притока российских денег на ее счета». Данные самого агентства Ketchum свидетельствуют, что фактически работа по российским проектам прекратилась осенью 2014 года.

Много ли Ketchum платили заказчики?

Никто не жаловался. Первые годы агентство получало за обслуживание Кремля почти $1 млн в месяц, пишет Роксборо. При этом он ссылается на отчетность Ketchum и аффилированной с ней The Washington Group, из которой следует, что гонорар за работу, проделанную в Японии и Северной Америке по поручению РФ, составил $5 млн с января по июнь 2008 года (сюда же нужно добавить 150–200 тысяч евро ежегодно декларируемого дохода от российских заказов GPlus в Европе). Британская Guardian приводит другие цифры: за первые три года Ketchum и The Washington Group получили от России $14 млн. Если так, то контракт с «Газпромом» приносил Ketchum больше – $17,3 млн за два с половиной года (декабрь 2011 – май 2014).

Кому платило Ketchum?

Агентство выполняло роль генподрядчика, обладая ресурсами и полномочиями для найма сторонних консультантов и лоббистов. Когда The Washington Group не сумела правильно преподнести грузино-осетинский конфликт («Они ни черта не делали», – признал впоследствии один из руководителей Ketchum), ее заменили юридической фирмой Alston & Bird. Еще две нанятые Ketchum американские компании, Venable и Clark & Weinstock, лоббировали интересы «Газпром-экспорта» и, видимо, тоже не перетрудились. Так, Venable за три с лишним года с осени 2010-го, по информации Politico, «разослала семь электронных писем, провела четыре встречи, две телеконференции и два раза звонила по телефону». И это за $1,1 млн, полученные от Ketchum. В Европе те же функции выполняла GPlus, заключая субподрядные контракты в Берлине (Dimap), Риме (Reti) и Лондоне (Portland Comminacations).

Делало ли Ketchum все, о чем его просили?

Не все. Камнем преткновения в отношениях между российскими чиновниками и американскими консультантами было разное восприятие журналистики. Чиновники искренне не могли понять, почему нельзя подкупить журналистов или хотя бы манипулировать ими. В свою очередь, их требования ставили в тупик исполнителя. «Российские партнеры полагали, что за более благоприятное освещение в прессе можно заплатить и что положительные комментарии, к примеру, в Wall Street Journal имеют определенную цену, – вспоминал Ангус Роксборо. – Они постоянно требовали, чтобы Ketchum «воспользовалось своими технологиями», чтобы изменить к лучшему тон репортажей. Я никак не мог взять в толк, что они имеют в виду».

Может ли Ketchum быть полезно Кремлю в будущем?

Точно не в ближайшем. В настоящее время Дмитрий Песков посчитал «бесполезными» такого рода услуги (при этом GPlus в отличие от Ketchum пока продолжит работу по контракту). После Крыма и сбитого «Боинга» PR Кремля на Западе выглядел бы странно, отмечается в свежем исследовании «Spin doctors to the autocrats: how European PR firms whitewash repressive regimes» («Политтехнологи автократов: как PR-агентства обеляют репрессивные режимы»). Вдобавок, отмечают авторы работы, нелегко что-то сделать с имиджем президента, презирающего либеральные западные ценности.
Tags: Песков, США, политика, политтехнологии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo agenda_u february 5, 2015 23:10 16
Buy for 50 tokens
Мы все привыкли пользоваться шпаргалками, еще со школы. Приведенные ниже подсказки помогут начинающим фотографам постичь азы фотоискусства, а профессионалам освежить свои знания. Итак, 15 шпаргалок, которые приблизят вас к шедевральным кадрам.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments