Карабас Барабас (agenda_u) wrote,
Карабас Барабас
agenda_u

Category:

Типология фантазий. Как научить ребенка отличать фантазии от реальности

0

Нам всем хочется жить в мире, где все происходящее имеет объяснение и который уложен в нашей голове в виде стройной непротиворечивой системы. Нам нравится мир, в котором, как в голливудских фильмах, добро всегда наглядно отделено от зла, «хорошие парни» легко отличаются от «плохих парней» и неизменно побеждают. Но реальный мир, увы, не таков, никогда таким не был и вряд ли станет таким в обозримом будущем.

КАК ОБЪЯСНИТЬ НЕОБЪЯСНИМОЕ
Эту не удовлетворяющую нас ситуацию нам с детства (с детства человечества и с нашего личного детства) приходится как-то корректировать. Недолюбливаемый современной биологией закон Геккеля («онтогенез есть краткое повторение филогенеза») как будто отыгрывается здесь, на чужой площадке, в полную силу. Непознанные и необъяснимые вещи и явления наши предки легко превращали в забавные, страшные, дружелюбные или опасные, но неизменно диковинные сущности.

Делали они это, несомненно, в интересах целостности наблюдаемого мира и сохранения в нем причинно-следственных связей. Гром гремит, потому что Илья-пророк на колеснице едет. В лесу путает тропинки леший, по небу с фонарем пролетела Баба-яга в ступе, утопленника утащила русалка, а гриву лошади кикиморы заплели…

Ровно то же самое делают сегодня и наши дети. «Кто там стучит? – Бабай за стенкой живет». «Почему занавеска так странно колышется? – Там привидение стоит». Гремучая смесь примитивных пояснений и сладкого метафизического ужаса, ровно как у наших предков. Бывает и в чистом виде плод незамутненной детской фантазии. Из  практики. Ребенок пяти лет спросил: «Зачем царапину йодом мажут?» Ему ответили: «Чтоб микробов убить». И больше ничего объяснять не стали. «Отчего же йод щиплет? – подумал ребенок. – Ведь если водой помыть, то больно не будет. Ага! (Непротиворечивая фантазийная картинка начала выстраиваться.) Вода микробов не убивает, а от йода они умирают. Микробы – это что-то живое (раз умирают), такие очень маленькие вредные зверюшки. И вот, когда они умирают, они в последней злобе, своими маленькими зубками вцепляются в руку. Поэтому и больно (картинка достроилась)».

КАКИЕ БЫВАЮТ ФАНТАЗИИ
Детские фантазии, как и фантазии прежде живших людей, условно делятся на охранительные, систематизирующие и украшательные. Пример систематизирующей фантазии – выше, про микробов.

Украшать можно себя, кого-то другого или мир в целом. «Я целое дерево могу вырвать!» – заявляет малыш. Фантазия, вранье, хвастовство? Трудно выбрать. Проще сказать: личное украшательство. В этом же ряду – огромный куст событий от обескураживающей саморекламы какого-нибудь психотерапевта до «омолаживающих» пластических операций. Немножко вранья, немножко фантазии – и вот уже мы сами верим в то, что где-то, когда-то… на Родосе мы так далеко прыгнули! (Помните античную поговорку?)

«Мой папа такой сильный, что однажды поднял автобус!» – здесь немножко охранительных ноток, слышите? «Не тронь меня (если ты вдруг чего нехорошее подумал), у меня – ОЧЕНЬ сильный папа».

«Однажды был такой страшный ветер, что наш автобус полетел над дорогой вместе со всеми пассажирами!» – мир так удивителен, и в нем всегда есть место чуду. А ветер тогда и вправду был сильный. Ну, мог же автобус взаправду полететь! Хоть немножко, низенько, как крокодилы из анекдота...

К помеси систематизирующих и охранительных фантазий я бы отнесла все деления на «плохих» и «хороших». «Хорошие» – это я и все «наши». «Плохие» – все остальные.

«Почему я получил двойку? – А потому что это учительница ко мне придирается».

«Почему наша команда проиграла? – А потому что судья им подсуживал».

«Почему Россию не очень-то любят в мире? – А потому, что она “встает с колен”, а они все хотят, чтобы она там (где, прости господи?) и оставалась».

Ну и остаются фантазии чисто охранительные. «Если я повернусь три раза вокруг себя, то меня сегодня не вызовут». «Если я сейчас скажу, что потерял дневник, то, возможно, двойки из него со временем куда-нибудь денутся». «Если я придумаю себе отдельный мир (ник, страничку “ВКонтакте”), где я принцесса, проблемы из реального мира будут не такими острыми».

Отменить фантазии нельзя, как нельзя и сделать всех кристально честными. Фантазия – древний, заслуженный механизм познания и адаптации к сложности мира. Но человечество с тех пор прошло большой путь, в том числе открыло для себя научное познание.

Сегодня для полноценной адаптации в нашем мире человек должен взрослеть. Поэтому имеет прямой смысл учить детей (и учиться самим) понимать ограниченность применимости фантазий (где они работают, а где нет), а также формировать навык – как отличить фантазии от реальности.

0

  • ФАНТАЗИЙНЫЙ ЩИТ. Фантазии – важный элемент в развитии ребенка, ведь воображение напрямую связано с возможностью создавать что-то новое, необычное. Особенно интенсивно оно развивается в сензитивный период – с 5 до 12 лет. Психологи считают, что успеваемость в школе также зависит от способности ребенка к фантазированию. Воображая, он мысленно выходит за пределы настоящего и представляет ожидаемый результат – вплоть до его осуществления. Помимо познавательно- интеллектуальной функции воображение имеет еще одну, очень важную, – аффективно- защитную. Именно через воображаемые ситуации возможно символическое разрешение конфликтов, снятие напряжения, фантазирование позволяет ребенку пережить тяжелые травмы. Как же развивать воображение? Читайте книги и стихи, рисуйте, лепите, фантазируйте, на что похожи облака, или предлагайте сочинять и разыгрывать различные истории.



Катерина Мурашова, ©



Tags: психология, чтиво
Subscribe

promo agenda_u февраль 5, 2015 23:10 16
Buy for 50 tokens
Мы все привыкли пользоваться шпаргалками, еще со школы. Приведенные ниже подсказки помогут начинающим фотографам постичь азы фотоискусства, а профессионалам освежить свои знания. Итак, 15 шпаргалок, которые приблизят вас к шедевральным кадрам.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments